8(495)769 4699
Горячая линия с 8:00 до 20:00

Некачественное оказание медицинской помощи. С кого и как спросить?

претензия на некачественное оказание медицинских услуг
Некачественное оказание медицинской помощи. С кого и как спросить?

Сложность юридической помощи, по подобного рода проблемам, в том, что почти в 100% случаев для установления истины требуется медицинская экспертиза – долгая, сложная и дорогостоящая процедура. Иного пути, к сожалению, нет, вне зависимости от пути, по которому идет пациент, защищающий свои права. Ибо в подобных случаях вред причиняется такому нематериальному благу, как здоровье, и сделать вывод об ошибке, или злом умысле специалиста-врача может только врач-эксперт. В нижеизложенном тексте, я попытаюсь осветить основные этапы противостояния пациент-больница и дать практические советы.

Как поступает обычный гражданин, столкнувшийся с оказанием некачественной медицинской помощи, а иногда и вовсе с причинения вреда в медицинском учреждении? Ну посетует, повозмущается, в лучшем случае напишет жалобу и привычно понесет ее в департамент здравоохранения. Но дело в том, что «департамент здравоохранения» это руководящий орган, отвечающий за качество услуг, оказываемых во всех государственных медучреждениях и призванный отслеживать огрехи в работе подведомственных структур.

Любой брак, выявленный в работе лечебно-профилактического учреждения – это минус в работе всего ведомства. Именно поэтому «медицинские инстанции» весьма вяло реагируют на бесчинства своих подчиненных. Надежда на то, что «большое» медицинское начальство заступится за пациента и накажет нерадивых подчиненных остается только надеждой. Из этого следует, что ждать от департамента здравоохранения независимого исследования качества и объема медицинской услуги, оказанной заявителю, не результативно.

некачественная медицинская услуга судебная практика

Пожалуй, есть только одно направление, по которому данное ведомство может высказать независимую, в правовом смысле, точку зрения, это когда некачественная медицинская услуга оказана в частном лечебном учреждении. Таким образом, «жалобный способ» является наименее эффективным, хотя совсем сбрасывать его со счета не стоит. При решительной защите нарушенного права все законные средства хороши. Переписка с медицинскими инстанциями, как дополнительное направления борьбы за свои права, себя оправдывает. Во всяком случае, впоследствии, в судебном процессе, накопленная жалобная переписка может создать у судьи «нужное» настроение. И, несмотря на то, что основной принцип вынесения судебного решения – объективность, не стоит забывать о том, что судьи – тоже люди, которые, несомненно, болеют.

В соответствии с существующими принципами современного отечественного законодательства, любой участник гражданско-правовых отношений (в том числе и в медицинской сфере), наделен достаточно широкими полномочиями по защите своих прав. Надо только помнить, что пациент – равноправный участник именно гражданско-правовых, а не административных отношений. И если в прежние годы, ему отводилась роль бесправного просителя, то сейчас – абсолютный паритет.


Далее, я изложу план действий пациента, которому отказано в оказании медицинской помощи, либо медицинские услуги оказаны некачественно или не в полном объеме.

Этап первый – исковое заявление на предоставление некачественных медицинских услуг

Адресат в этом случае – заведующий соответствующим отделением и/или главный врач ЛПУ.

Пример из практики: Пациентка Ч, 70 лет, диагноз: закрытая черепно-мозговая травма. Несмотря на регулярные жалобы, была выписана домой для долечивания. После выписки произошла потеря памяти, координации, парализовало правую часть тела. Повторно госпитализирована и прооперирована.Планируется повторная операция в марте 2010г. При выписке, обязательная рекомендация – пройти томографическое исследование (взяв направление в поликлинике по месту регистрации). Поликлиника ставит в очередь на лето 2010г. Заявления пациентки касательно необходимости оперативного вмешательства игнорируются, тем самым вынуждая пациентку пройти необходимое исследование на платной и весьма недешевой основе.

После получения консультации у специалистов пациентка обратилась письменно на имя заведующего соответствующего отделения, а также главного врача поликлиники. К заявлению были приложены копии медицинских документов, подтверждающих неотложность проведения исследования. Медицинское руководство, осознавая, что на них ложиться ответственность за человеческую жизнь, причем буквально, оказало содействие пациентке в прохождении исследования незамедлительно и бесплатно.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что обращаться к медицинскому начальству значительно эффективнее в письменном виде, как говориться «под входящий», ибо это лишает недобросовестных медиков возможности сложить с себя ответственность в случае возникновения вредных последствии.

предоставление некачественных медицинских услуг

Второй этап – претензия на некачественное оказание медицинских услуг

Адресат – собственно лечебно-профилактическое учреждение, как юридическое лицо. Этап ответственный, даже основополагающий. Грамотно, полно и последовательно составленная претензия на некачественное оказание медицинских услуг – это основа всего процесса по защите нарушенного права. Зачастую, ее одной достаточно, что бы оппоненты осознали свою неправоту и компенсировали причиненный ущерб.

Претензия – строго юридический документ. Если вы неплохо писали сочинения в школьные годы, это не значит, что составление этого документа не вызовет у Вас затруднений. Руку профессионального юриста видно сразу и всем, включая Вашего оппонента. Не исключено, что после ознакомления с грамотно составленным претензионным документом, оппонент иначе начнет оценивать свои шансы на победу в споре.

По общему правилу, претензия оформляется в 2 экземплярах, один передается главному врачу медучреждения, через секретаря, на 2-м экземпляре, который Вы оставляете себе, делается отметка о принятии (дата, должность принявшего, подпись, а иногда и входящий номер). При передаче претензии обязательно осведомитесь о существующем порядке ответов на подобные документы, а именно:

кому расписывается, в какие сроки проводится проверка, как скоро ждать ответа, и по какому телефону интересоваться о движении претензии.

Скорее всего, на большинство заданных вопросов ответов Вы не получите.

Здесь имеет значение следующий момент:

не столько важны ответы, сколько оставленное Вами впечатление. А вы должны производить впечатление компетентного человека, знающего свои права и серьезно настроенного на результат.

Если ответ на претензию Вас не устроит, а скорее всего так и будет (либо оппоненты будут всячески уклоняться от мотивированного ответа и разводить волокиту), не стоит тратить время на аналогичную переписку с вышестоящим медицинским начальством – ответ, скорее всего, будет однотипными (одно же ведомство). В данном случае, обращение в суд – единственный реальный путь защиты нарушенного права.

оказание некачественных медицинских услуг статья

Третий этап – некачественная медицинская услуга, судебная практика

Единого шаблона поведения на данном этапе нет.

Но есть смысл осветить основные моменты.

  • Первое, что нужно осознать, судебная тяжба – сложный процесс, требующий значительных ресурсов, как финансовых, так и временных. То есть, легко не будет. Может, будет легче, чем ожидалось, но не легко.
  • Обращение в суд по «медицинскому» вопросу имеет некоторую специфику. Самая главная особенность – это назначение судебно-медицинской экспертизы. И она будет обязательно, если ответчик не признает Ваши требования. Зачастую объектом экспертизы выступает медицинская документация, по содержанию которой эксперты приходят к выводу о том насколько качественно, своевременно и полно Вас лечили. В некоторых случаях предметом экспертизы, по понятным причинам, будет сам истец. Как бы трагично это не звучало, но бывают случаи и посмертной медицинской экспертизы, почти всегда – по имеющимся медицинским документам, а иногда – в самых сложных случаях, да еще и с явной криминальной составляющей – даже с эксгумацией тела.
  • Экспертизу поручают сотрудникам Бюро судебно медицинских экспертиз. Подобное учреждение есть в каждом областном центре. Перед врачами-экспертами ставятся те вопросы, которые необходимы для принятия правосудного решения. При этом в формулировании вопросов может участвовать помимо судьи и спорящие стороны. Четко составленные вопросы (предполагающие однозначный ответ) во многом облегчат экспертам работу и помогут сделать правильные выводы об истинном качестве оказанных медицинских услугах.
  • Необходимо помнить, что оплачивает экспертизу инициирующая сторона. В случае если иск пациента будет удовлетворен, сумма, уплаченная за услуги экспертов, будет взыскана с ответчика.

Резюмировать можно следующим: прежде чем ввязываться в судебную тяжбу, нужно быть уверенным в том, что Ваши исковые требования обоснованны, исковое заявление содержательно и процессуально верно, а дело имеет перспективу, а такую уверенность может вселить либо развеять только специалист. Посему, чтобы не отвлекать бесперспективными исками и без того перегруженные суды не пренебрегайте профессиональной помощью.

Бесплатная консультация юриста

Бесплатная консультация юриста предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»